Б.В. Гусев: «Не потерять качество подготовки технических специалистов России»

Гусев Б.В.,
Президент Российской инженерной академии,
лауреат Государственных премий СССР и РФ, член-корр. РАН

==

Не потерять качество подготовки технических специалистов России

Российская инженерная академия с большим воодушевлением восприняла результаты заседания Совета при Президенте по науке и образованию 23 июня 2014 года, на котором обсуждалась задача модернизации инженерного образования и повышения качества подготовки технических специалистов.

Несомненно, деятельность Президента и Правительства Российской Федерации в последние годы по модернизации отечественной системы инженерного образования получит полную поддержку научной и инженерной общественности страны. Отрадно, что поднимаемый РИА на протяжении всех лет ее деятельности вопрос о том, что качество подготовки инженерно-технических кадров должно являться определяющим для развития российской экономики нашел реальную поддержку и получил достойную оценку в системе исполнительной власти государства.

То что в развитие материальной базы технических вузов целевым образом вкладываются миллиарды рублей, повышается общественный престиж профессии, карьера инженера становится привлекательной с точки зрения статуса и материального достатка, в стране запускаются крупные индустриальные проекты, в рамках которых инженерам по-настоящему интересно и амбициозно работать, — тенденция позитивная для промышленности и аграрного комплекса, но и требующая существенных перемен в системе подготовки инженерных кадров.

В этом плане представляются актуальными и требующим первоочередного решения ряд проблем, от которых непосредственно зависит решение поставленной Президентом Российской Федерации В.В.Путиным задачи.

Первое. Система профессионального образования должна стать основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны, — важнейшим условие для формирования инновационной экономики. Здесь как нигде велика цена возможной ошибки при реализации органами законодательной и исполнительной власти программы модернизации российского профессионального образования. Причем ее последствия могут быть выявлены только спустя десятилетия!

Второе Мы реально сегодня встали перед фактом, когда инженерные профессии девальвируется практически со студенческой скамьи: число специальностей с присвоением квалификации «инженер» максимально сокращено. Например, в перечне специальностей высшего образования в рамках укрупненной группы специальностей «Техника и технологии строительства», по которой организована подготовка непосредственно инженеров, на «специалитет» (срок обучения – 5-6 лет, квалификация – инженер) отведено только три специальности: «Строительство уникальных зданий и сооружений» (квалификация: инженер-строитель), «Строительство железных дорог, мостов транспортных тоннелей» (квалификация: инженер путей сообщения) и «Строительство, эксплуатация, восстановление автомобильных дорог, мостов и тоннелей» (квалификация: инженер). В рамках укрупненной группы специальностей «Машиностроение» — вообще одна специальность: «Проектирование технологических машин и комплексов» (квалификация: инженер). Аналогичная картина и по другим техническим направлениям.

Ниша подготовки кадров в области инженерного дела занята практически полностью «бакалаврами» (срок обучения – 4 года) и «магистрами» (срок обучения 2-3 года при наличии законченного «бакалавриата»).

Практика показывает, что магистры и бакалавры, не находящие сейчас достаточной востребованности в промышленном и аграрном производстве, могут тяжким бременем повиснуть на российской экономике.Реально – бакалавр даже менее приспособлен для решения технических задач, чем специалист со средним профессиональным образованием (техник). И не надо возлагать больших надежд на введенный Минобрнауки РФ буквально с 2013 года новый тип образовательной программы, так называемый прикладной «бакалавриат», как инженерную программу с более высокой долей практической подготовки. Анализ содержания учебных планов и программ такой подготовки показывает, что больших изменений по сравнению с обычным «бакалавром» нет.

Переход на систему «бакалавр-магистр» в современных экономических условиях приведет к тому, что преобладающее большинство выпускников ограничатся только 4-летним образованием – «бакалавриатом».

По нашему мнению, число специальностей для всех инженерно-технических направлений не должно быть менее 30-40%.

Третье.Статистика показывает, что по полученным в вузах специальностям в настоящее время непосредственно работает в среднем только 10-15% молодых инженеров. Хотя опыт работы таких вузов как Санкт-Петербургский государственный политехнический университет и Московский университет путей сообщения свидетельствует о том, что вопрос трудоустройства выпускников можно решать успешно: до 80% молодых специалистов получают гарантированную работу по полученной профессии. Реально вузы и заинтересованные министерства и ведомства, коммерческие структуры самоустранились от этой проблемы. Даже вопросы организации практик и стажировок на профильных предприятиях решаются бессистемно, с низким качеством и эффективностью.

Как вариант, необходимо рассмотреть возможность создания вузов по популярной и достаточно эффективной в советское время системе «завод-втуз». Это позволит увеличить количество образовательных программ, совмещённых с практикой на предприятиях, и максимально приблизить содержание подготовки специалистов к реальным потребностям промышленного и аграрного производства.

Четвертое. Самым тревожным является для России существенное старение научных и преподавательских кадров. Примерно каждый шестой ученый в России старше 60 лет, в том числе 53% докторов и 25% кандидатов наук. Сегодня средний возраст российского ученого составляет 48 лет: кандидата наук — 51, доктор наук – почти 59 лет. Научные работники в России в возрасте от 50 до 59 лет составляют 27,9%, а старше 60 лет — 18%. В США эти цифры выглядят существенно оптимистичнее: соответственно- 15,1 и 6 процентов. Если мы перейдем на массовый выпуск из вузов (а фактически уже перешли) бакалавров, то требуемая по качеству и количеству «подпитка» университетов и институтов преподавательским кадрами будет сведена не только к минимуму, но практически будет отсутствовать вообще. Ориентироваться в этом случае на «магистров» — не реально: это специалисты, как правило, обладающие высокими теоретическими знаниями (6-7 лет фактически непрерывной учебы), но с кране низкими практическим знаниями и умениями, а также отсутствием необходимого профессионального уровня. Они будут обучать по принципу: «делай как я говорю».

Научная и инженерная общественность надеется, что определенные на заседании Совета при Президенте по науке и образованию направления модернизации инженерного образования и повышения качества подготовки технических специалистов будут доведены до практической реализации.